суббота, 9 сентября 2017 г.

                                         «Энтеровирусная инфекция у детей»

                                       Симптомы и лечение
Энтеровирусные инфекции – это группа заболеваний, в основе причин которых лежит несколько разновидностей вирусов. Вызывают заболевание вирусы и Коксаки, полиовирусы и ЕСНО (экхо). Эти вирусы имеют в своём строении капсулу и ядро, содержащее РНК (разновидность ДНК). Строение капсулы может очень сильно отличаться, поэтому выделяют так называемые серотипы(разновидности После перенесённой энтеровирусной инфекции образуется стойкий пожизненный иммунитет, однако, он сероспецефичен.
     Это значит, что иммунитет образуется только к тому серологическому типу вируса, которым переболел ребёнок и не защищает его от других разновидностей этих вирусов. Поэтому энтеровирусной инфекцией ребёнок может болеть несколько раз за свою жизнь. Так же эта особенность не позволяет разработать вакцину, чтобы защитить наших детей от данного заболевания.
      Заболеваемость имеет сезонность: вспышки заболевания чаще всего наблюдаются в летне – осенний период.
        
                   «Причины заражения энтеровирусной инфекцией»

Заражение происходит несколькими путями. вирусы в окружающую среду могут попадать от больного ребёнка или от ребёнка, который является вирусоносителем. У вирусоносителей нет никаких проявлений  заболеваний,  однако вирусы находятся в кишечнике и выделяются в окружающую среду с калом. Такое состояние может наблюдаться у переболевших детей после  клинического выздоровления либо у детей, у которых вирус попал в организм, но не смог вызвать заболевание из-за сильного иммунитета ребёнка.
      Вирусоносительство может сохраняться на протяжении 5 месяцев.
      Попав в окружающую среду, вирусы могут сохраняться довольно долго, так как хорошо переносят неблагоприятное воздействие. Хорошо сохраняются вирусы в воде и почве, при замораживании могут выживать на протяжении нескольких лет, устойчивы к действию дезинфицирующих средств, однако восприимчивы к действию высоких температур(при нагревании до 45градусов погибают через 45 – 60 секунд).

                 «Как передаётся энтеровирусная инфекция»

Механизм передачи может быть воздушно – капельный(при чихании и кашле с капельками слюны от больного ребёнка к здоровому) и фекально-оральный при не соблюдении правил личной гигиены. Чаще всего заражение происходит через воду, при употреблении сырой (не кипячёной) воды. Так же возможно заражение детей через игрушки, если дети их берут в рот. Болеют чаще всего дети в возрасте от 3 до 10лет.
«Симптомы энтеровирусной инфекции»

В организм вирусы попадают через рот или верхние дыхательные пути. Попав в организм ребёнка, вирусы мигрируют в лимфатические узлы, где они оседают и начинают размножаться.
    Инкубационный период(период от попадание вируса в организм ребёнка, до появления первых клинических признаков) у всех энтеровирусных инфекций одинаковы  - от 2 до 10 дней(чаще 2-5 дней)
     Заболевание начинается остро – с повышением температуры тела до 38-39 градусов. Температура чаще всего держится 3-5 дней, после чего снижается до нормальных цифр. При повышении температуры ребёнок ощущает слабость, сонливость, может наблюдаться головная боль, тошнота, рвота. При снижении температуры тела все эти симптомы проходят, однако при повторном повышении могут вернуться. Также увеличиваются шейные и подчелюстные лимфоузлы, так как в них происходит размножение вирусов.
      В зависимости от того, какие органы больше всего поражаются, выделяют насколько форм энтеровирусной инфекции.
      Пи поражении слизистой  ротоглотки происходит развитие энтеровирусной ангины. Она проявляется повышением температуры тела, общей интоксикацией(слабость, головная боль, сонливость) и наличие везикулярной сыпи в виде пузырьков заполненных жидкостью, на слизистой ротоглотки и миндалинах. При поражении глаз развивается конъюнктивит. Он может быть одно -  и двусторонним. Проявляется в виде светобоязни, слезотечения, покраснение и припухлости глаз.
     При поражении мышц развивается миозит – боли в мышцах. Боли появляются на фоне повышения температуры. Болезненность наблюдается в грудной клетке, рука, ногах. Появление болей в мышцах, как и температуры, может носить волнообразный характер.
     При поражении слизистой кишечника наблюдается наличие жидкого стула. Стул обычной окраски(жёлтый или коричневый).
     При поражении нервной системы могут развиваться энцефалиты, менингиты. У ребёнка наблюдается сильная головная боль, тошнота, рвота, повышение температуры тела, судороги, потеря сознания.
     При поражении печени развивается острый гепатит. Он характеризуется увеличением печени, чувством тяжести в правом подреберье, болью в этом месте. Возможно появление тошноты, изжоги, слабости.
    При поражении кожи возможно появление экзантемы  - (красное окрашивание) кожи, чаще всего на верхней половине туловища(голова, грудь, руки), не приподнимается над уровнем кожи, появляется одномоментно.


воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Консультация для родителей
«Пришла Весна»

  Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами, наступила долгожданная весна и всё изменилось: горячее солнце отогревает город, журчат весёлые ручейки. Само сердце радуется вместе с природой. Это чувство знакомо всем нам, и так хочется разделить его с самым дорогим человеком-своим ребёнком.
     Весной происходит очень много интересных изменений в природе, и будет очень полезно, если вы покажите их малышу. Остановитесь, взгляните на то, что окружает вас повсюду, и фантазия сама подскажет, как стать участником всеобщей радостной суеты. Куда посмотреть, что поднять, к чему прислушаться. Это разовьёт в нём любознательность, фантазию, и любовь к природе.
Весенние прогулки чрезвычайно полезны с точки зрения раннего развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом.    Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит  наблюдать и созерцать, развивает эстетическое 
 В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета, характер поверхности и многое другое. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения, звуки и различные характеристики. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.
 Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой. На прогулке с малышом, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и почему небо голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц.
      Расскажите малышу, какие запахи несёт в себе весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники.
Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Пусть малыш сорвет несколько веток и отнесет домой, предложите ему поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки.
     Поясняйте малышу, почему происходят все эти изменения, познакомьте его с понятием «время года». Рассуждайте о том, почему зимой необходимо было тепло одеваться, а весной можно прогуливаться в более легкой одежде.
     Выберите для сравнения какой-нибудь объект  на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на полянке еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.
 При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.
      А ещё, пешие прогулки – это полезное физическое упражнение, которое может выполнять каждый, независимо от  возраста. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, такие прогулки крайне важны для здоровья различных систем организма. И это еще не все преимущества таких упражнений на свежем воздухе.
     Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Обязательно привлекайте детей  к таким занятиям. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры, а также развлечения в парках отдыха, и вы удивитесь тому, как редко начнет болеть ваш ребенок.
     Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.
     Для начала следует просто принять как должное, что хотите вы или нет, но ребенок все равно залезет в самую глубокую лужу и найдет грязь пожирнее. Малыш хочет все познать, испытать на собственном опыте то, о чем предупреждает мама. Поэтому, запаситесь терпением и не ругайте кроху. Ведь это так интересно, как выглядит свое отражение в луже, как грязь прилипает к сапожкам. А как весело шлепать по воде руками и лепить куличи из мокрой земли!
     Если вы не хотите, чтобы ребенок во время весенней прогулки бесцельно плюхался в грязи, покажите ему, что делать это можно с пользой. Малыш хочет копать? Предложите ему делать это под деревьями, где земля хоть немного прикрыта листьями и травой. Если ребенка как магнитом тянет к воде, то позвольте ему пройтись по лужам, покажите, как интересно пускать кораблики или просто травинки, палочки или листья по ручьям. Можно взять с собой на прогулку игрушки на радиоуправлении. Весна — отличное время, чтобы запускать радиоуправляемые вертолеты или самолеты.
     Старайтесь не запрещать чаду экспериментировать, ведь это может привести к замкнутости и нерешительности ребенка в будущем. Позвольте крохе самому принять правильное решение, даже если в результате вы приведете домой чумазого ребенка. Пусть ваш ребенок растет здоровым, активным и счастливым!


суббота, 14 января 2017 г.

Консультация для родителей и воспитателей.

Как воспитать у детей интерес к рисованию. 
                                                                                        
                                                                                          «В начале мы учим своих детей.
                                                                                             Затем мы сами учимся у них.
                                                                                             Кто этого делать не хочет, тот
                                                                                             Отстает от своего времени».   / Ян.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.
У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых.
Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит!
Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.
В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п. Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.
Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».
Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши.
Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.
Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчетливое изображение, похожее на какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от него требуют взрослые.
Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых норах развития рисовальных движений, малыш теряет к ней интерес; эта деятельность, приносящая радость, перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на что направлять внимание, в чем помогать.
Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того, что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.
Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если есть возможность, нужно в светлой части комнаты поставить стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы играть, рисовать. Если такой возможности нет, можно усаживать ребенка за большой стол, на высокий стул или подложить на обычный стул что-то твердое, чтобы ему было удобно сидеть, а так же чтобы он хорошо видел свой рисунок.


четверг, 8 декабря 2016 г.

                                       Корь: информация для родителей!


Симптомы, лечение и профилактика кори у детей и взрослых.

Корь - вирусная инфекция, распространяется воздушно-капельным путем. Сезонный подъем заболеваемости наблюдается в весенне-летний период. В организм вирус кори попадает через слизистую оболочку верхних дыхательных путей, откуда он с кровью разносится по всему организму. Вирус избирательно повреждает клетки кожи, слизистых оболочек глаз, дыхательного тракта и ротовой полости.
Источник коревой инфекции - только больной человек, способный к выделению вируса во внешнюю среду за 2 дня до появления первых симптомов и заканчивая четвертым днем после начала высыпаний. Люди, не получившие профилактической противокоревой прививки и не болевшие корью, на протяжении всей жизни сохраняют восприимчивость к инфекции, поэтому заболевание способно развиться в любом возрасте.
Заболеть могут также вакцинированные - это подростки, взрослые. Природа таких случаев заболевания связана с падением напряженности иммунитета спустя длительный срок (10- 15 лет) после прививки.

Признаки и течение заболевания
Длительность скрытого периода инфекции обычно составляет 7- 11 дней, иногда удлиняется  до 15-28 дней.
Начальный неспецифический период начинается с повышения температуры тела до 38-39°С, отмечаются слабость, вялость, снижение аппетита. Кашель приобретает грубый «лающий» характер, насморк и покраснение конъюнктивы глаз усиливаются. В этот период врач может выявить специфичный признак кори - мелкие белесоватые пятнышки на слизистой оболочке щек, мягкого и твердого неба, похожие на манную крупу или отруби (пятна Филатова-Коплика).
На 3 - 4-й день лихорадка несколько снижается, однако с момента появления высыпаний вновь усиливается. Период сыпи характеризуется строгой этапностью. Сначала элементы возникают на лице и шее, на 2-й день - на туловище, бедрах, руках, на 3-й день элементы сыпи появляются на стопах и голенях, а на лице уже бледнеют. Как правило, максимальное количество элементов сыпи локализуется на лице, верхней половине грудной клетки и шее.
Сыпь представлена пятнами неправильной формы, слегка возвышающимися в центре над поверхностью кожи. Диаметр пятна обычно не превышает 10 мм, пятна обнаруживают тенденцию к слиянию. Угасание высыпаний начинается на 3-4-й день после их появления, они оставляют после себя буроватую пигментацию, в дальнейшем на лице и туловище в этих местах возникает шелушение.
Типичным признаком кори является конъюнктивит, принимающий в большинстве случаев гнойный характер. Часто отмечается склеивание ресниц по утрам (при просыпании) гнойным отделяемым.
К осложнениям кори могут быть также отнесены пневмония (воспаление легких) и стеноз гортани. У лиц с иммунодефицитами иногда возникает гигантоклеточная пневмония. Редко, обычно после исчезновения сыпи, развивается поражение головного мозга (энцефалит или менингоэнцефалит), имеющие у взрослых часто неблагоприятный прогноз.
У взрослых клиническая картина кори типична и мало чем отличается от таковой у детей. Однако клинические наблюдения показали, что тяжелая форма кори, так же как и митигированная корь, у взрослых встречается чаще, чем у детей. 
 Митигированная корь наблюдается у лиц, получивших противокоревой гамма-глобулин или, в отдельных случаях, у привитых, но утративших иммунитет. Заболевание характеризуется легкими катаральными явлениями, пятна Филатова могут отсутствовать, температура нормальная или субфебрильная, а высыпания могут быть одномоментными по всей поверхности туловища и конечностей, необильные, не очень яркие, могут иметь восходящий характер.

Лечение кори
Госпитализации подлежат больные среднетяжелой и тяжелой формами кори с осложненным течением и выраженными явлениями интоксикации, а также при отсутствии подходящих условий для лечения и изоляции больного на дому; при наличии в квартире и семье работников дошкольных детских учреждений и детей дошкольного возраста.
Больных легкой формой и среднетяжелой формой кори при отсутствии осложнений лечат дома. На весь лихорадочный период больным показаны постельный режим не менее 9 дней (до 2-3 дня пигментации), витаминизированная диета, обильное питье (фруктовые соки, клюквенный морс). Необходим уход за ротовой полостью, туалет глаз. Медикаментозное лечение носит симптоматический и патогенетический характер. Антибиотики не назначают при не осложненном течении.
Температура тела нормализуется обычно к 8-10-му дню болезни, к 10-15-му дню угасает сыпь. Если у больного положительная динамика отсутствует, держится интоксикация, лихорадка, возникают или усиливаются одышка, кашель, рвота, головная боль и другие симптомы, которые свидетельствуют об осложненном течении заболевания, необходимо его немедленно госпитализировать в стационар.
Выписка больного в детский коллектив производится по клиническим показаниям, но не ранее 10 дня от начала высыпания

Профилактика кори
Многолетний опыт применения отечественной живой коревой вакцины в нашей стране показал, что массовая иммунопрофилактика является эффективным средством борьбы с корью. Благодаря проведению массовой вакцинации удалось значительно снизить заболеваемость и смертность от кори, однако цикличность и сезонность данного заболевания продолжает сохраняться.
Профилактика кори заключается  в иммунизации детей в возрасте 1 год и 6 лет живой коревой вакциной, согласно Национальному календарю прививок, утвержденному МЗ РФ.
Взрослые (не болевшие корью) до 57 лет (1954 года рождения и моложе), также должны быть дважды привиты. Интервал между прививками должен составлять не менее 3 месяцев.
Экстренная вакцинация проводится детям с 12-ти месячного возраста, подросткам и взрослым, имевшим контакт с больным корью, не болевшим корью и ранее не привитым против этой инфекции. При отсутствии противопоказаний вакцину вводят не позднее, чем через 72 часа после контакта с больным. Нормальным иммуноглобулином человека экстренная профилактика проводится детям от 3 до 12 мес. и беременным в первые 5 дней после контакта.
Лица, попавшие в контакт с больным корью, должны находиться под медицинским наблюдением в течение 21 дня от момента последнего общения с больным. При появлении любых признаков инфекционного заболевания необходимо вызвать врача и сообщить о наличии контакта с больным корью.

Будьте здоровы!


четверг, 1 декабря 2016 г.

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку»,  «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п.  Задача таких  игр – закрепление качеств предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

вторник, 15 ноября 2016 г.


Консультация для родителей
Агрессивный ребенок



злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное - попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"
(для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".
"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"
(для детей с 4 лет)
Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"
(для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"
(для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.
"ШТУРМ КРЕПОСТИ"
(для детей с 5 лет)
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"
(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты - огурец", "А ты - редиска", "Ты - морковка", "А та - тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
"ПО КОЧКАМ"
(для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
"ЖУЖА"
(для детей с 6 лет)
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает  и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными


вторник, 17 мая 2016 г.

Консультация для родителей
«Малые фольклорные формы».
Тема: «Формирование речи у детей с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора».
Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
 В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
 Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок – небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, не затейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретённое. Мысль детей связанна с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышление определили отбор произведений детского фольклора.
 Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные, песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их. Известны средства и пути воздействия на юное поколение. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует назвать народной педагогикой».
 Поэзия пестования, материнская поэзия открываются колыбельными песнями, назначение которых – убаюкать, усыпить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки–стишки и стихи к первым играм с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток – песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Фольклорно – игровые занятия с детьми с ЗПР – деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно – игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведение, отвечающее этому уровню, не занижая возможностей детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приёмы. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения, воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком. На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать приём действенного соучастия детей, привлечения их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей, с ЗПР невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей, быть им понятными. Простые, короткие - они побуждают детей к действию, произнесённые нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон:
 «Лю-ли, лю-ли, лю-ли. Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять». Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
 Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
 Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают выводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей с ЗПР дружелюбия, доброжелательности. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные могут успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, дети улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. В группе с ЗПР очень важно ускорить «рождение первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. Здесь же поместить фигурки персонажей, знакомых потешек, прибауток, сказок. Всё это, сразу привлекает внимание детей. Они с радостью пересматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. В результате общения с фольклорными произведениями, ребёнку с ЗПР передаются их чувства и настроения: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас ребёнка, активизируют речь, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

Таким образом, фольклор является важным средством развития ребёнка с ЗПР, его психических функций. Развивайте речь ваших детей путём ознакомления их с малыми формами фольклора, и результат не заставит себя ждать!