Консультация
для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно
сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных
представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые
необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует
использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в
которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной
стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на
ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности
детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,
если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо
обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая
задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия.
Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности,
поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или
формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют
характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый
участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к
дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижения
детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается
привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,
стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей дошкольного возраста игра
имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра
для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания
окружающего мира. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в
самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает.
Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который
организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими
определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств
личности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности
знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового,
неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это
радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным
содержанием – особенность дидактической игры.
При использовании дидактических игр широко применяются различные
предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят
в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных
математических представлений у дошкольников используются следующие виды
дидактических игр:
1. Игры
с предметами: «Собери пирамидку», «Собери
матрешку», «Построй башенку» и т. п.
Задача таких игр – закрепление
качеств предметов (величина, форма, цвет).
2.
Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета:
«Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п.
Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой
это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т.
п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме,
вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета:
«Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры
учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3.
Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери
колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать,
чередовать предметы по цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает
упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря
играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых
несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые
действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей
пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических
представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать,
как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий