Консультация
для родителей
Тема: «Формирование
речи у детей с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора».
Министерства
образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс,
свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической
дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно-
психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких
детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
В последние годы, наряду с поиском современных
моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие
образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств,
таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными
произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к
окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Первое знакомство ребёнка с народной поэзией
начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок,
поговорок, скороговорок, песенок – небылиц. И хотя они состоят из нескольких
строк, не затейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе
немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного
поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный
жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен
ему и живёт по своим законам в соответствии со своим ведением природы и
человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и
охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретённое. Мысль
детей связанна с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского
художественного творчества. Особенности детской психики, мышление определили
отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей, созданный взрослыми,
включает в себя колыбельные, песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта
область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды
на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи
воспитания и обучения их. Известны средства и пути воздействия на юное
поколение. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует назвать
народной педагогикой».
Поэзия пестования, материнская поэзия
открываются колыбельными песнями, назначение которых – убаюкать, усыпить
младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют
песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка
радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки–стишки и стихи к первым играм
с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток – песенок и
стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Фольклорно – игровые занятия с детьми с ЗПР – деятельность специфическая и
требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог
должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на
народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы
артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда
фольклорно – игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как
яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих
воспитанников и преподносить произведение, отвечающее этому уровню, не занижая
возможностей детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные,
наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями,
варьировать методические приёмы. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на
красочность и богатство зрительных образов способен принять любой забавный
сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
При исполнении народного произведения, воспитатель должен обеспечить понимание
смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи,
изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие
с ребёнком. На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать приём
действенного соучастия детей, привлечения их к поисковой деятельности,
самостоятельности, развивать их фантазию.
Особую значимость
приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период
привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с
другими детьми, взрослыми. Педагог может выразительно рассказать потешку,
которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные
эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Учитывая, что
многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя
содержания, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как,
например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Нельзя забывать, что
словарный запас детей, с ЗПР невелик, реальный мир воспринимается своеобразно.
Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей, быть им понятными.
Простые, короткие - они побуждают детей к действию, произнесённые нараспев,
ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон:
«Лю-ли, лю-ли, лю-ли. Прилетели гули, Сели
гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять». Воспитатели могут
использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска,
брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Удачно подобранная
потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно
отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они
начинают выводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или
укладывания её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у
детей с ЗПР дружелюбия, доброжелательности. Если в группе кто-то из детей
плачет, то остальные могут успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю
калач». В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и
конкретно описываются их повадки, дети улавливают доброе, гуманное отношение ко
всему живому. В группе с ЗПР очень важно ускорить «рождение первых сознательных
слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Необходимо
подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал,
которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания
произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать
эти знания. Здесь же поместить фигурки персонажей, знакомых потешек, прибауток,
сказок. Всё это, сразу привлекает внимание детей. Они с радостью пересматривают
иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. В результате общения с
фольклорными произведениями, ребёнку с ЗПР передаются их чувства и настроения:
радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас
ребёнка, активизируют речь, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Таким образом, фольклор
является важным средством развития ребёнка с ЗПР, его психических функций.
Развивайте речь ваших детей путём ознакомления их с малыми формами фольклора, и
результат не заставит себя ждать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий