вторник, 17 мая 2016 г.

Консультация для родителей
«Малые фольклорные формы».
Тема: «Формирование речи у детей с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора».
Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
 В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
 Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок – небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, не затейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретённое. Мысль детей связанна с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышление определили отбор произведений детского фольклора.
 Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные, песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их. Известны средства и пути воздействия на юное поколение. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует назвать народной педагогикой».
 Поэзия пестования, материнская поэзия открываются колыбельными песнями, назначение которых – убаюкать, усыпить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки–стишки и стихи к первым играм с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток – песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Фольклорно – игровые занятия с детьми с ЗПР – деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно – игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведение, отвечающее этому уровню, не занижая возможностей детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приёмы. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения, воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком. На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать приём действенного соучастия детей, привлечения их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей, с ЗПР невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей, быть им понятными. Простые, короткие - они побуждают детей к действию, произнесённые нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон:
 «Лю-ли, лю-ли, лю-ли. Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять». Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
 Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
 Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают выводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей с ЗПР дружелюбия, доброжелательности. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные могут успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, дети улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. В группе с ЗПР очень важно ускорить «рождение первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. Здесь же поместить фигурки персонажей, знакомых потешек, прибауток, сказок. Всё это, сразу привлекает внимание детей. Они с радостью пересматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. В результате общения с фольклорными произведениями, ребёнку с ЗПР передаются их чувства и настроения: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас ребёнка, активизируют речь, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

Таким образом, фольклор является важным средством развития ребёнка с ЗПР, его психических функций. Развивайте речь ваших детей путём ознакомления их с малыми формами фольклора, и результат не заставит себя ждать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий