Консультация для вас Родители скоро в школу.
Ваш малыш вырос… Кажется,
еще совсем недавно Вы, держа за руку свое «маленькое чудо» переступили порог
детского сада… Первые тревоги и первые успехи позади. Скоро Вам вместе с Вашим
малышом предстоит начать новую жизнь, полную новых побед и свершений. Начало
школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Очень важно в этот период
быть рядом с ребенком и помочь ему в адаптации к новым условиям.
Современная
система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. И, к
сожалению, не все младшие школьники способны справиться с предъявляемыми к ним
требованиями. Что же необходимо знать родителям о готовности ребенка к обучению
в школе?
Чаще
всего под понятием «готовность к обучению в школе» родители ребенка понимают
его умение читать, писать и считать. Но, как показывает практика, этого далеко
недостаточно для того, чтобы ребенок затем успешно осваивал школьную программу
и достигал высоких результатов в учебе.
Готовность
ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и
психологической подготовки.
Когда
говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь
читать, пересказывать (у него должна быть развита речь, писать (у него должна быть
развита мелкая моторика, считать (владеть навыками счета) – это педагогическая
готовность к школе.
Помимо
этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.
Высидеть 4 урока по 35 минут, да еще выполнять домашнее задание – задача
непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно,
этого недостаточно.
Существует
еще и психологическая готовность к обучению в школе, которая включает в себя
такие составляющие, как:
-
Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение
строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики) ;
-
Эмоционально-волевая готовность (умение сосредоточиться, управление эмоциями,
умение управлять своим поведением, сохранение работоспособности в течение одного
урока) ;
-
Мотивационная готовность (выраженность познавательных интересов, стремление
освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемой школой и
учителем) ;
-
Социальная или коммуникативная готовность (потребность в общении, коррекция
поведения в коллективе, способность обучаться) .
Интеллектуальная
готовность. Ребенок, считаясь будущим первоклассником, должен владеть хорошо
развитой речью, которая может отражать уровень его интеллекта и логического
мышления.
Обладая
знаниями об окружающем мире, дошкольник должен владеть сведениями о своей семье
и быте: знать свой адрес, имена родителей и место их работы. Дошкольник должен
обладать запасом сведений об окружающей его жизни, ориентироваться во временах
года и их признаках, знать дни недели, названия месяцев, различать деревья,
цветы, животных.
Эмоционально-волевая
готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь
идёт не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении
слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что
ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои
непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог
сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать
такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные, задания.
Мотивационная
готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти
сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная
готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в
школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может
хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, он много раз слышал
рассказы о школьной жизни от взрослых, наконец, потому, что к школе он получит
новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое
привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и
систематические занятия - являются новыми. Поэтому важно рассказывать детям о
том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым,
поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять.
Не менее
важное условие подготовленности ребёнка к школе - социальная или
коммуникативная готовность - умение жить в коллективе, считаться с интересами
окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно
оценивать своё поведение, ему будет трудно привыкать к школе.
Правильная
подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его
состояние.
Позвольте
предложить несколько полезных советов для Вашего успешного взаимодействия.
Заранее :
•
Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
• Очень
важно побеседовать с учителем, рассказать о тех или иных особенностях вашего
ребенка, так педагогу будет проще найти общий язык с малышом. Не забудьте
рассказать о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть хронические
заболевания, нарушения слуха и зрения. Как работает ребенок (спокойно,
целеустремленно, быстро отвлекается, рассеянно и т. д.) ; как общается с
окружающими; как развита речь ребенка. Если вы занимались у логопеда, не забудьте
сообщить об этом.
•
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за
партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку
незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
•
Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо,
если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь
одноклассником, живущим по соседству.
•
Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному
на уроки, пере мены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
•
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и
негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на
положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых
друзей.
• Скажите
ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально,
и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при
возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
ПРАВИЛА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА,
или Как
себя вести с ребенком-первоклассником.
•
Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах. Рассказывайте малышу о своих
школьных годах, это повысит его интерес к школе.
•
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе.
Объясните их необходимость и целесообразность.
• Если
вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах – не стесняйтесь
обсудить это с учителем.
• Утром
будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и услышать
ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.
• Тем
более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности.
• Не
торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, –
это Ваша задача.
• Не
прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Смотри, чтобы сегодня не
было плохих отметок» и т. п. Гораздо полезнее пожелать малышу на прощанье
удачи, подбодрить его, найти пару ласковых слов.
• С
поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение вашего первоклассника о
своем педагоге.
Начало
школьной жизни, несомненно, один из самых значимых событий в жизни ребенка, но
не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и
волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны
и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это
важное для вас с ним событие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий