Рекомендации
родителям
«Как
рассказать детям о Блокаде Ленинграда»
«У
того, кто не помнит своей истории – нет 
будущего»    А. С. Пушкин
Очень важно приобщать ребенка к культуре
своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Чувство патриотизма так многогранно по своему
содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде
Ленинграда?
Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою
Родину, за свой город; воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего
города в тяжелые дни Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила,
удерживая Россию в истории, чтобы наши дети росли настоящими Людьми,
Гражданами, Патриотами России.
В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений.
А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за
кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его
нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи
взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить
приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если
ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери
или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие
эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом
патриотических чувств.
Как правило, первый раз родители в общих чертах
говорят о войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным
индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о
страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть
происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство
гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
·      
Рассказывайте
об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка,
а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно
будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя
было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
·      
Читайте детям известные произведения:  «Мальчиш
— Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева,  « Как Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева
Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну
собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной
дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не
прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
 "Твои защитники" Л.Кассиля; «Вот
как это было» Ю.П.Германа Повесть написана от имени маленького
героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении
нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания; «Арбузный
переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. "Денискины рассказы"). Отец
рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; "День
Победы" С.Михалкова и другие.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного
возраста. Но ясно одно – говорить о Блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней
не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те
ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас –
взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. Учите
с ними стихи наизусть.
- Смотрите
     вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной
     песни. Сходите вместе с ребенком на акцию « Бессмертный полк». Наличие
     единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.
- Расскажите
     о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат
     на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с
     ветеранами, детьми блокадного Ленинграда. Пусть он услышит рассказы
     очевидцев – они производят совсем другое впечатление.
- Расскажите
     о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о
     знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые
     записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и
     содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись
     в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и
     даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать
     для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по
     возрасту, не может не задеть за живое.
- Посетите
     с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме
     войны, блокады покажите ему существующие вокруг него свидетельства
     прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, памятники, отвести его к
     Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая
     людям о тех, кто погиб на войне.
Всё вместе это сложится в общую картину и понимание,
осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство
гордости за своих предков и стремление быть достойным их.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий