Памятка для родителей
Учите детей думать и говорить.
Мышление является наиболее сложным психическим
процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка.
Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением,
абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной
деятельности ребёнка и сопровождается речью. Занимаясь с ребёнком,
проговаривайте всё, что делаете сами, и активизируйте речь ребёнка. Создавайте
ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за
ребёнка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености
мысли.
Как часто, спрашивая о чём-то, мы тут же слышим от
детей «Я не знаю, я не умею». Ребёнку просто не хочется думать. В этих случаях
надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого
можно использовать наводящие вопросы, наглядность, привлечь прошлый опыт.
Большое значение для умственного развития детей имеет
формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного, словесно-логического. В зависимости от возраста у детей
преобладает тот или иной вид мышления. Высшей формой развития мышления является
способность мыслить абстрактными понятиями. Основой абстрактно-понятийного
(словесно-логического) мышления служит высокий уровень речевого развития.
Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.
Как мы уже отметили, учить детей логическому мышлению
надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребёнок сам ищет наиболее
рациональное решение, например: как достать тот или иной предмет, как
поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.
Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и
гуляя, и играя, на улице и дома. Придумайте сами и учите детей сочинять
загадки.
·
Зимой на прогулке
вы спрашиваете: «Что это? «Белый, лёгкий, в руках тает»; «Сами маленькие, а
человечек на них с горки едет», «Пушистый, ходит, мяукает».
·
Особое
удовольствие вызывает у детей игровые действия. Например, загадывая загадку,
взрослый производит определённые действия, по которым ребёнок и должен её
отгадать (взрослый тяжело ступает, переваливается с ноги на ногу, изображая
медведя).
·
Вы читаете или
рассказываете коротенький текст, содержание которого может быть понятно лишь
при анализе ситуации. Ребёнок должен понять смысл и сделать вывод. Например: Мама шла из магазина и несла в руках
тяжёлые сумки. Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай мне одну
сумку, а меня возьми на ручки».правильно ли решил мальчик?
Не забывайте расширять словарный запас ребёнка. Для
этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной
уборки и т.п. играйте «в слова».
·
Кто больше
придумает слов на заданную букву или назовёт больше цветов, зверей.
·
Предложите
ребёнку называть слова противоположные по значению (большой – маленький,
высокий – низкий и т.д.).
·
Можно называть
признаки знакомых предметов. Например: яблоко – большое, сочное, сладкое.)
·
Можно предложить
ребёнку закончить предложение. Например, взрослый начинает: «Зимой холодно, а
летом…», «После весны наступает…», «В лесу мы собирали….»
Стимулируют мыслительную активность детей и задания на
установление закономерностей
·
Развитие мышления и речи является важнейшим условием
для успешного овладения учебной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий