Консультация для родителей.
«Умственно
отсталые дети»
Умственно отсталыми называют детей, страдающие от
нарушения развития психологических процессов из-за патологии головного мозга.
Умственно
отсталые дети - причины
Умственная отсталость является следствием врожденных
или приобретенных нарушений в головном мозге. Врожденные аномалии появляются в
результате влияния вредных факторов на плод в утробе матери. Это могут быть:
травмы, интоксикации, алкоголизм матери;
отсутствие сбалансированного питания у беременной;
внутриутробное инфицирование;
гормональные нарушения у беременной;
прием будущей мамой тератогенных лекарственных
препаратов;
несовместимость резус-фактора крови матери и
ребенка;
генетический фактор.
Приобретенные патологии головного мозга возникают в
результате вредного воздействия во время родов и после них:
- механические повреждения и травмы плода во время
появления на свет;
- остановка дыхания, или асфиксия у рождающегося
малыша;
-инфекционные болезни на первом году жизни
(менингит, полиомиелит, энцефалит, грипп, корь);
-неблагоприятные социальные условия жизни и
отсутствие общения.
-Особенности умственно отсталого ребенка
Умственная
отсталость – это не болезнь, а состояние ребенка. В первую очередь происходит
недоразвитие интеллектуальной деятельности. Так, например, речь умственно
отсталых детей скудна и неправильна, замедлен темп овладению ею. Различение в
речи слов на слух происходит довольно поздно. Словарь ребенка, как правильно,
очень ограничен и недостаточен. Касательно памяти умственно отсталых детей, то
она непрочна и работает замедленно, что проявляется в длительном усваивании
нового. Им удается запомнить после многократного повторения, однако и этот
материал дети быстро, забывают а также не могут воспользоваться полученными
знаниями. Низкий уровень развития мышления умственно отсталых детей связан с
недоразвитостью речи. Из-за этого у ребенка накапливается скудный запас
представлений, поэтому преобладает конкретный тип мышления. Соответственно
словесно-логическое мышление, в котором необходимы операции анализа, обобщения,
сравнения, развито слабо. Из-за этого обучение умственно отсталых детей
проблематично: таким школьника трудно усвоить школьные правила, использовать их
и решать математические задачи.
Если
говорить о психологии умственно отсталых детей, то обычно можно наблюдать
резкие перепады в их настроении: высокая возбудимость нередко сменяется
апатией. Присутствует слабый интерес к окружающему миру, поздно устанавливается
контакт с близкими. Отсутствует потребность и умение общения со сверстниками. В
поведении умственно отсталых детей отмечается раздражительность, нервность,
безынициативность, импульсивность и ограниченность проявлений чувств.
Таких
детей разделяют на 3 группы:
Дебилами
называют детей с легкой степенью отсталости. Они вполне могут обучаться,
правда, в специализированных учреждениях, поскольку высшие познавательные
процессы недоразвиты. Они обучаются счету, чтению, письму, речи.
Имбецилами
называют глубоко умственно отсталых детей, у которых отсутствует полноценная
самостоятельная деятельность. Они коверкают свою речь, неправильно строят
предложения. Обладают некоторыми бытовыми навыками, но требуют присмотра.
Идиоты
–
это дети с крайне глубоким умственным отставанием, не способные овладеть речью
или понимать чужую. Они могут только реагировать на внешние раздражители,
практически не двигаются и всегда должны быть под присмотром.
К сожалению, в современном мире принято отделять
умственно отсталых детей от остальных. Чаще всего они воспитываются и обучаются
в специализированных учреждениях, что не стимулирует в них интереса к
окружающим людям. На самом деле для развития умственно отсталого ребенка
намного полезнее жить в домашних условиях, поскольку именно тогда он стремится
к общению с другими людьми, осваивать необходимые навыки, становится более
активным. Лучше развивается их речь и понимание речи окружающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий